Неточные совпадения
— Ужасное невежество! — сказал
в заключенье полковник Кошкарев. — Тьма
средних веков, и нет средств помочь… Поверьте, нет! А я бы мог всему помочь; я знаю одно средство, вернейшее средство.
Чему-нибудь послужим и мы. Войти
в будущее как элемент не значит еще, что будущее исполнит наши идеалы. Рим не исполнил ни Платонову республику, ни вообще греческий идеал.
Средние века не были развитием Рима. Современная мысль западная войдет, воплотится
в историю, будет иметь свое влияние и место так, как тело наше войдет
в состав травы, баранов, котлет, людей. Нам не нравится это бессмертие — что же с этим делать?
Средний гуманный человек XIX
века не поступил бы так жестоко с девами, не наполнившими своих светильников маслом, с не приумножившим талантов, как хозяин
в притчах.
У Гюисманса, утонченного упадочника с притупленной восприимчивостью и больной чувственностью, был интерес к сатанизму, он пожелал экспериментально проверить природу сатанизма, игравшего такую роль
в родные ему
средние века, но не было у него никогда сатанинского уклона воли.
Средние века были устремлены к небу,
в религиозном своем сознании проклинали землю, и земля оставалась языческой, само царство небесное на земле становилось язычески земным.
— Ну-с, господа, — сказал он, потирая одну о другую свои потные руки, — пройдемте-с сперва то, что было сказано
в прошедший класс, а потом я постараюсь познакомить вас с дальнейшими событиями
средних веков.
Дормез остановился перед церковью, и к нему торопливо подбежал молодцеватый становой с несколькими казаками,
в пылу усердия делая под козырек. С заднего сиденья нерешительно поднялся полный,
среднего роста молодой человек,
в пестром шотландском костюме. На вид ему было лет тридцать; большие серые глаза, с полузакрытыми
веками, смотрели усталым, неподвижным взглядом. Его правильное лицо с орлиным носом и белокурыми кудрявыми волосами много теряло от какой-то обрюзгшей полноты.
С кем поделиться впечатлениями, вынесенными из"Pilules du diable"? на чьей груди излить тревогу чувств, взволнованных чтением последнего номера"Avenement parisien"2, [«Призвание Парижа»] кому рассказать: вот, батюшка, я давеча
в «Musee Cluny» [Музей Клюни, где собраны предметы обихода
средних веков]3 инструментик, придуманный средневековыми рыцарями для охранения супружеской верности, видел — вот так штука!
Люди древности и даже
средних веков верили, точно верили, что люди не равны, что настоящие люди только персы, только греки, только римляне, только французы; но ведь нам нельзя уже верить
в это. И те люди, которые
в наше время распинаются за аристократизм и за патриотизм, не верят, не могут верить
в то, что они говорят.
«Европа находится поэтому
в этом отношении, несмотря на все наши научные победы,
в таком же положении,
в котором она находилась
в самые худшие времена зверских
Средних веков.
Избитый, униженный, подозреваемый
в оскорблении девицы, за честь которой я, как рыцарь
Средних веков, готов был пролить до капли всю кровь мою, — я решаюсь теперь показать вам, как мстит за свои обиды Фома Опискин.
Как культурный человек
среднего пошиба, я мирно доживаю свой
век в деревне.
Возле дилетантов доживают свой
век романтики, запоздалые представители прошедшего, глубоко скорбящие об умершем мире, который им казался вечным; они не хотят с новым иметь дела иначе как с копьем
в руке: верные преданию
средних веков, они похожи на Дон-Кихота и скорбят о глубоком падении людей, завернувшись
в одежды печали и сетования.
Но большинство было
в пользу романтизма:
в украшениях,
в одеждах воскрес вкус
средних веков, столь диаметрально противоположный положительному характеру нашей современности и ее требованиям.
Палладий
в своем сочинении об архитектуре с презрением говорит о готизме; слабые и бесцветные подражания древним писателям ценились выше исполненных поэзии и глубины песней и легенд
средних веков.
Феодальное воззрение
средних веков, приложенное несколько к нашим нравам и одетое
в рыцарски-театральные костюмы, овладело умами.
Если мы забудем блестящий образ
средних веков, как нам втеснила его романтическая школа, мы увидим
в них противоречия самые страшные, примиренные формально и свирепо раздирающие друг друга на деле.
Многие из хозяев решились ввести у себя такое положение; и точно: скоро все переняли эту моду, и человеку с порядочным аппетитом, вот хоть бы и я, нег-де было пообедать порядочно. Теперь уже,
в это время, этот метод брошен и с удовольствием вижу, люди вспомнили, что они созданы и живут для того, чтоб есть и пить, и, помня краткость бытия человеческого, спешат насладиться сим благом. Хвала им за исправление беспорядка, введеного нашим
средним веком!
Этот отзыв привели мы для того, чтобы показать, что уже
в половине XVII
века сознавалась людьми
среднего сословия необходимость разумных заимствований от Европы.
Рыцарские воззвания
средних веков могли увлекать сотни тысяч людей на брань с неверными для освобождения святых мест; но те же воззвания, повторенные
в Европе XIX
в., не произвели бы ничего, кроме смеха.
Последние исследования показывают нам, что и
в старинные годы, рядом с благочестивыми поучениями и житиями святых, списывались у нас и ходили по рукам романические сказания — и об индийских царях, и о походах Александра Македонского, и о рыцарских подвигах
средних веков.
В частности, высшие достижения искусства вообще относятся к области иератической: египетская, ассиро-вавилонская, эллинская архитектура и скульптура, христианское искусство
средних веков и раннего Возрождения, иконография, пластика и танцы, музыка и пение, священная мистериальная драма.
— Не плачь, дитя мое, не плачь, — гладя дрожавшими руками белобрысенькую головку девочки, шептала Елена Дмитриевна, расставаясь с нею, — не на
век расходимся, я же остаюсь
в приюте, только передаю вас
средней наставнице.
Как при первом свидании на Хуту, так и теперь, когда я ближе присмотрелся к ним, я не нашел их однотипными. Одни из них имели овальные лица без усов и бороды, небольшой нос, смуглую кожу и правильный разрез глаз. У других было плоское скуластое лицо, обросшее черной бородой, широкий выгнутый нос и глаза с монгольской складкой
век. Первые были небольшого роста с поразительно маленькими руками и ногами, вторые роста выше
среднего, широкие
в костях и с хорошо развитыми конечностями.
Средние века в христиански трансформированном виде осуществляли утопию Платона.
Возьмем ли мы серенады
средних веков (см. серенаду Дон-Жуана
в драме графа Ал. К. Толстого «Дон-Жуан»), возьмем ли любовные стихотворения современных поэтов, — везде видно одно и то же: всякий свою деву называет прекраснейшей
в мире.
Чем-то старым, старым,
средними веками несло от всего здешнего жизненного уклада. Студенчество делилось на семь корпораций (землячеств): Курониа (курляндское), Ливонна (лифляндское), Эстонка (эстляндское), Ригеизис (рижское), Необалтиа (немцев из России), Академиа (сборная) и Леттониа (латышская — единственная не немецкая корпорация). Большинство немецких студентов входило
в корпорации. Но были и вне их. Эти назывались «дикими». Дикими были и все мы, русские.
Сдавали весною экзамен по
средней истории. Требовалось знать прочитанный Васильевским курс (развитие общественно-экономических отношений
в первые
века средней истории); это — по билетам. Кроме того, по учебнику Шульгина требовалось знать фактическую историю и хронологию
средних веков. Я подготовился хорошо, на экзамен шел уверенно. Экзаменовал Васильевский, ассистентом был Кареев. Васильевский спросил...
Нераскрытость антропологической истины
в христианстве привела к возникновению антропологии гуманистической, созданной по произвольному почину самого человека и
в формальной реакции против религиозного сознания
Средних веков.
В «Дневнике писателя» Достоевский говорит: «Франция и
в революционерах Конвента, и
в атеистах своих, и
в социалистах своих, и
в теперешних коммунарах своих — все еще
в высшей степени есть и продолжает быть нацией католической вполне и всецело, вся зараженная католическим духом и буквой его, провозглашающая устами самых отъявленных атеистов своих Libеrté, Еgаlité, Frаtеrnité — оu lа mоrt, т. е. точь-в-точь, как бы провозгласил это сам папа, если бы только принужден был провозгласить и формулировать libеrté, еgаlité, frаtеrnité католическую — его слогом, его духом, настоящим слогом и духом папы
средних веков.
Они знали, что последний, несмотря на то, что был католическим епископом, далеко не разделял их проекта соединения восточной и западной церквей под властью папы, а напротив, желал придать полную самостоятельность католической церкви
в России под властью местного епископа и заявлял, что «папская власть над всем католическим миром обязана своим происхождением только крайнему и глубокому невежеству
средних веков, когда многие из латинских епископов не умели даже писать».
Но знаем также, что
средние века были эпохой религиозной до преимуществу, были охвачены тоской по небу, которая делала народы одержимыми священным безумием, что вся культура средневековья направлена на трансцендентное и потустороннее, что
в эти
века было великое напряжение мысли
в схоластике и мистике для решения последних вопросов бытия, равного которому не знает история нового времени, что
средние века не растрачивали своей энергии во вне, а концентрировали ее внутри и выковывали личность
в образе монаха и рыцаря, что
в это варварское время созрел культ прекрасной дамы и трубадуры пели свои песни.
Долгое время принято было думать, что
средние века — пустое место
в умственной истории человечества,
в истории философской мысли.
И как только потрясователь на мост взъехал, Теренька свистнул, и мы его своею тройкою пихнули
в бок и всего со всеми потрохами
в Гнилушу выкинули, а
в воде, разумеется, сцапали… Знаете, молодой еще… этак
среднего веку, но поза рожи самоужаснеющая, и враз пускается на самую преотчаянную ложь...